Коммерческий транспорт с пробегом, доступный на рынке, часто использовался в суровых условиях. Несмотря на их обширную историю эксплуатации, можно выбрать грузовик, который будет надежно служить несколько лет. Вот как это сделать и на что обратить внимание при осмотре.
На рынке подержанных грузовиков представлены предложения от частных продавцов, небольших грузоперевозчиков и крупных транспортных компаний. Последние занимают значительную долю рынка подержанных автомобилей, поскольку часто списывают технику по возрасту, а не по пробегу. Обычно крупные компании тщательно следят за состоянием своего автопарка, соблюдают регламенты ТО, меняют аккумуляторы для грузовика, проводят своевременный ремонт и используют оригинальные запчасти. Поэтому их грузовики могут стать наиболее подходящим вариантом для покупки.
Особенности выбора грузовой техники
Покупка грузовых автомобилей существенно отличается от покупки легковых. Покупатели грузовиков более опытны, могут быстро оценить состояние автомобиля и принимают более рациональные решения. Важно учитывать не только соотношение цены и технического состояния ТС, но и эксплуатационные расходы, доступность ремонта и запчастей. Лучше выбирать марки с развитой сервисной сетью в регионе эксплуатации и с осторожностью подходить к редким моделям из-за возможных сложностей с обслуживанием.
При покупке грузовика возраст и пробег редко играют решающую роль. Двигатели грузовых автомобилей изначально спроектированы для работы в тяжелых условиях и обладают большим ресурсом. Многие компоненты двигателей можно заменить, что отодвигает срок капитального ремонта. Ресурс двигателя магистрального тягача составляет около 35 тыс. моточасов, что соответствует пробегу 1,7-1,8 млн км.
При выборе грузовика лучше ориентироваться на моточасы, а не на пробег, так как они указывают на остаточный ресурс двигателя. Пробег может быть косвенным показателем интенсивности эксплуатации. При одинаковом техническом состоянии и ресурсе агрегатов переплачивать за машину с меньшим пробегом не имеет смысла.
Еще один важный аспект — экологический класс транспортного средства. В отличие от легковых автомобилей, для грузовиков экологический класс имеет критическое значение, особенно если они будут эксплуатироваться в городских условиях. Грузовик с экологическим классом ниже Евро-5 не допускается к эксплуатации в городах, поэтому этот вопрос становится ключевым при выборе транспортного средства.
При отборе подходящих объявлений не стоит уделять большое внимание внешнему виду грузовика, так как можно упустить действительно хорошие варианты. Продавцы грузовой техники не всегда делают качественные фотографии и заботятся о внешнем виде. Внешне непрезентабельный тягач может быть в отличном техническом состоянии. В то же время, красиво выглядящий автомобиль может скрывать серьезные проблемы, такие как ДТП или изношенные агрегаты.
Проверка техники с пробегом по базам
После первичного отбора автомобилей обязательно следует проверить их юридическую чистоту. Необходимо выяснить информацию о владельцах, техосмотрах, ДТП, залогах и арестах. Для этого можно воспользоваться открытыми базами данных. Проверка грузовиков с пробегом аналогична изучению истории легковых автомобилей. Информацию можно найти в базах ГИБДД, нотариусов, страховых компаний, ФССП и других.
Удобнее всего собирать информацию через онлайн-сервисы, такие как Автотека, которые объединяют данные из баз государственных учреждений, СТО, БКИ, банков, официальных дилеров и производителей. База по грузовой технике собирается годами и содержит обширные данные по VIN-коду каждого транспортного средства.
Отчет Автотеки позволяет проследить всю историю грузовика с момента его первой регистрации: количество владельцев, участие в ДТП, пробег и его изменения. Информация о страховых выплатах помогает понять, насколько серьезные повреждения получил автомобиль в ДТП. Данные о расчетах ремонта могут косвенно указать на текущее техническое состояние грузовика.
На что обратить внимание при осмотре
Если проверка истории грузовика оказалась удовлетворительной, можно переходить к осмотру его технического состояния. В первую очередь необходимо визуально осмотреть автомобиль. На нем не должно быть вмятин, следов рихтовки или покраски, а также следов демонтажа на капоте. Следы ремонта кабины можно обнаружить при внимательном осмотре сварных швов: заводская точечная сварка отличается от сплошного шва, который может быть результатом ремонта. Также свежая окраска в местах сварки может быть заметна. В монтажном блоке не должно быть соединенных напрямую проводов и скруток.
Обязательно сверяйте VIN-номер на раме, шильдике кабины и в ПТС — они должны совпадать. VIN-номер на раме должен быть хорошо читаемым, иначе могут возникнуть проблемы с ГИБДД.
Двигатель не должен иметь масляных подтеков, дымить при работе или сапунить при открытой крышке маслозаливной горловины. Важно внимательно осмотреть турбину и связанные с ней патрубки и интеркулеры — они должны быть чистыми. Подтеки свидетельствуют о неправильной работе турбины. На раме не должно быть повреждений и нестандартных креплений седельного устройства.
Лучше всего перед покупкой провести диагностику в независимом СТО или пригласить с собой опытного диагноста. Это поможет получить полную информацию о техническом состоянии автомобиля, включая износ узлов и агрегатов, который не виден при визуальном осмотре.
Важно сохранять бдительность не только при выборе и осмотре грузового автомобиля, но и при расчетах с продавцом. Все финансовые операции должны быть оформлены договором, избегайте предоплаты или авансов.